Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 17»
ГлавнаяСведения об образовательной организацииДокументыОбразовательная деятельностьПаспорт доступностиДорожная безопасность
УсловияНезависимая оценка качества образованияГородской Консультационный пунктФинансированиеСервисыКарта сайта
Инновационная деятельность в рамках МОЭП

В годы кризиса 1998-го года и последующих, терзающих весь мир и современную Россию, дошкольные учреждения, традиционно испытывающие дефицит финансирования, сталкиваются с проблемой покупки и обновления дидактического оборудования.

В 1998 году заинтересованные родители подарили нам игровое оборудование, которое усилиями наших специалистов удалось сделать не просто игровым, но и активно-развивающим, решающим педагогические и коррекционные задачи.

Только в нашем детском саду современное игровое оборудование используется с целью гуманизации коррекционно-развивающего обучения детей с речевой патологией. Разработанное нами методическое обеспечение позволяет скорректировать речевые, двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие; обогатить сенсорный опыт в знаниях ребёнка об окружающем, а также удовлетворить потребности ребёнка в движениях, игре, творчестве.

Мы пошли по пути совершенствования и конкретизации существующих приёмов и технологий, и внесли определённые модификации, основанные на современных положениях психолингвистики о закономерностях формирования речи и психических функций в онтогенезе.

Уникальность авторских методик заключается в том, что в условиях психоэмоционального комфорта успешнее формируется мотивация; в игровой форме легче достигается тренировочный эффект. Кроме того, оборудование:
- носит стимульный характер и является своеобразным тренажёром для овладения детьми приёмами релаксации;
- выполняет функцию контроля, самоконтроля;
- успешно способствует решению коррекционно-образовательных и воспитательных задач.

Считаем очень важным, что образовательные и коррекционные вопросы решаются не в условиях статических занятий, а в совместной игровой деятельности, с оборудованием, что соответствует новому вектору образовательного стандарта.

Постоянно обновляемая мультисенсорная среда вдохновляет педагогов к созданию новых игр и упражнений, а детей к развитию двигательных способностей и раскрытию творческого потенциала.


Цели, задачи, содержание работы

Укрепление здоровья дошкольников рассматривается как один из ключевых приоритетов в системе образования. Проблемы оздоровления образовательного процесса тем более остро должны стоять в дошкольном учреждении V вида, где ребенку требуется помощь не только в получении образования, но и коррекции и компенсации нарушений речи. Увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи определило необходимость поиска эффективных путей их коррекции и развития дошкольников в целом в условиях детского сада.
Перспективным направлением гуманизации коррекционно-развивающего обучения на наш взгляд, является использование современного игрового оборудования, позволяющего усилить эффект воздействий на речедвигательные, сенсорные и психические функции ребенка (т.е. удовлетворить потребности ребенка в движениях, игре, творчестве; скорректировать речевые, двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие; обогатить сенсорный опыт в знаниях ребенка об окружающем). Так как оборудование имеет широкий спектр возможностей, тем самым становится полифункциональным /в дальнейшем – ПФО/.

Целью использования ПФО является включение во взаимодействие речевых, двигательных, моторных, сенсорных зон коры головного мозга и активизация всех анализаторных систем ребенка.

Основными задачами использования ПФО являются:
1. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, качество, пространственная ориентация).
2. Формирование гностических процессов (слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных модальностей).
3. Частичная компенсация психических процессов ребенка (целостное восприятие; слуховая, зрительная, кинетическая, кинестетическая память; произвольность внимания; словесно-логическое мышление).
4. Преодоление двигательных расстройств (релаксация; само-взаимомассаж и опосредованнный массаж; формирование основных качественных характеристик движений: силы, точности, амплитуды, объема, темпа, ритмичности, плавности и переключаемости).

Созданная в ДОУ специально организованная среда включает полифункциональное оборудование следующего назначения:
   - «сухой» бассейн, осуществляющий массажный эффект, мышечную релаксацию;
   - мяч-гигант, способствующий снятию мышечного напряжения, развитию двигательных функций;
   - набор массажных ковриков для коррекции плоскостопия, массажа;
   - безопасная пузырьковая колонна, позволяющая снять психоэмоциональное напряжение, стимулировать ослабленные сенсорные функции (зрение), развивать психические функции (воображение, мышление, внимание), активизировать исследовательскую деятельность;
   - «волшебная нить», используемая с целью стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрительные, тактильные), развития пальцевой моторики, расширения знания об окружающем (элементарные математические представления, словарный запас), поддержания исследовательского опыта;
   - подвесные конструкции (мобайлы), способствующие формированию пространственных представлений, релаксации, зрительному сосредоточению;
   - мелкие пособия (щетки, малые пупырчатые мячи, ...), позволяющие осуществлять массаж биологически активных точек, формирование комплекса двигательных и речевых функций;
   - «тоннель», используемый с целью преодоления моторной неловкости, совершенствования координации движений и тренировке вестибулярного аппарата, активации движений в ходе подвижных игр.

Условно ПФО можно подразделить на два блока:
Релаксационный блок - задачами, которого являются:
   1. Опосредованный массаж и глубокая мышечная релаксация.
   2. Растормаживание речевых зон коры головного мозга (речедвигательной, речеслуховой, речезрительной).
   3. Преодоление личностных нарушений, характерных для детей с ОНР.
Активационный блок - задачами, которого являются:
   1. Стимуляция речевых зон коры головного мозга.
   2. Стимуляция двигательных функций.
   3. Стимуляция психических процессов

Для решения указанных задач нами была организована специальная развивающая среда: познавательно-двигательный салон с ПФО, физкультурный зал с современным игровым оборудованием, физкультурные уголки в групповых помещениях с нестандартным оборудованием, которая стимулирует ребенка к движению, совершаемому по собственной воле, желанию и без принуждения.

Специально организованная среда представляет собой единый комплекс: цветовой, звуковой, кинестетический. Каждая из этих модальностей гармонически сочетается друг с другом. Всё это развивает сенсорные способности. К стимулирующему материалу можно отнести все оборудование специально развивающей среды, поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимается как эталонная. Благодаря полифункциональному оборудованию специально организованной среды осуществляется стимуляция базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.
Создание множества микросред позволяет детям с тяжелыми нарушениями речи проявить свою моторную, сенсорную, манипулятивно-познавательную, игровую и творческую активность.

Педагогами нашего ДОУ накоплен огромный опыт и разработана методика по использованию полифункционального оборудования в коррекционно-образовательном процессе.

Педагогами дошкольного учреждения разработано методическое пособие игр и упражнений с использованием современного игрового оборудования, в которое вошли как авторские игры, так и адаптированные, т.е. составленные на основе уже имеющихся в логопедической литературе. За основу нами взяты логопедические и подвижные игры, составленные В.И. Селиверстовым, М.Е. Геллером, Л.И. Михайловой, М.М. Конторович, Ж.Е. Фирилевой, Е.Л. Пеллингер и др. Часть упражнений на мячах-гигантах заимствована нами у группы авторов под руководством Ю. Жоховой. В содержание всех этих игр нами внесены изменения, позволяющие проводить их в познавательно-двигательном салоне: игровые упражнения для коррекции нарушений моторной и психоэмоциональной сфер с использованием ПФО; игры средней и малой подвижности с использованием ПФО; творческие игры.

Особенности работы педагогов с использованием ПФО
Каждый педагог решает следующие задачи.
Учитель-логопед:
- обучать релаксации и опосредованному массажу, который способствует растормаживанию речевых зон;
- формировать артикуляционный праксис;
- совершенствовать навыки голосоподачи и голосоведения;
- совершенствовать качественные характеристики движений (сила, точность, ловкость, координированность) при формировании артикуляционного, общего, мелкого праксиса;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- формировать фонематический слух;
- совершенствовать навыки звукослогового анализа;
- актуализировать словарь и грамматические категории.
Работа учителя-логопеда направлена на создание динамического стереотипа с помощью тренингов, игровых и творческих заданий, точных и немногословных указаний.
Воспитатель:
- совершенствовать общую и мелкую моторику;
- осуществлять опосредованный массаж и релаксацию, способствующую общему расслаблению, снятию писчего спазма;
- формировать пространственные представления, процессы восприятия;
- обогащать и уточнять словарный запас;
- развивать коммуникативные навыки и произвольность поведения.
Музыкальный руководитель:
- развивать мелкую, общую моторику;
- развивать артикуляцию, голосоведение, тембровую окраску, силу и направленность звука;
- формировать и развивать диафрагмальное, речевое и певческое дыхание;
- совершенствовать музыкально-двигательные, речедвигательные, музыкально-речевые навыки;
- развивать темпоритмическую организацию речи.
Инструктор по физической культуре:
- совершенствовать качественные характеристики движений (силу, точность, выносливость, координацию движений);
- автоматизировать движения, создавая динамический стереотип;
- осуществлять опосредованный массаж, релаксацию;
- формировать пространственные представления, процессы восприятия;
- развивать двигательное творчество;
- развивать эмоционально-волевые, личностные и командные качества.

Прикрепленные файлы:

моэп мбдоу №17 - цель, гипотеза, оборудование, результаты.doc
Муниципальная образовательная экспериментальная площадка МДОУ № 17 "Создание педагогических условий для обеспечения качества коррекционно-развивающей работы на основе паритета здоровья и образованности детей"
,
загружен 09-03-2015
интеграция и координация участников инновац. деят-ти.doc
Интеграция и координация участников инновационной деятельности в рамках единого пространства развития ребенка
,
загружен 09-03-2015
описание функциональных возможностей современного игрового оборудования.doc
Описание функциональных возможностей современного игрового оборудования
,
загружен 09-03-2015
уникальная система компексных занятий с пфо.doc
Уникальная система комплексных занятий с использованием современного игрового оборудования
,
загружен 09-03-2015
интеграция соврем. игрового оборудования.doc
Интеграция современного игрового оборудования в коррекционно-образовательный процесс
,
загружен 09-03-2015
image_s_20150309134930_.jpg
Стимуляция речевого развития через обогащение сенсомоторного опыта
,
загружен 09-03-2015
презентация моэп.doc
МДОУ № 17 - презентация МОЭП
,
загружен 09-03-2015
музык. руководитель и современное игровое оборудование.doc
Полифункциональное оборудование в системе работы музыкального руководителя с детьми
,
загружен 09-03-2015
пфо - инструктор по физ.кул..doc
Полифункциональное оборудование в системе работы инструктора по физкультуре с детьми
,
загружен 09-03-2015
буклет математика и пфо.doc
Использование полифункционального оборудования в процессе формирования элементарных математических представлений (буклет)
,
загружен 09-03-2015
использование современного игрового и модульного оборудования для развития фэмп.doc
Использование современного игрового и модульного оборудования для развития ФЭМП
,
загружен 09-03-2015
познавательно-двигательный салон.doc
Познавательно-двигательный салон (оборудование, Положение о работе)
,
загружен 09-03-2015
критерии оценивания результатов.doc
Критерии оценивания результатов (Диагностический комплекс)
,
загружен 09-03-2015
чудо-мяч (стенд).doc
"Чудо-мяч" (информационный стенд). Упражнения с использованием мячей-гигантов
,
загружен 09-03-2015
все дело в его руках (развитие мелкой моторики).doc
"Всё дело в его руках" (информационный стенд для родителей)
,
загружен 09-03-2015
моэп и родители (о клубе, положение).doc
МОЭП и Родительский клуб "ПФО-ПАРК" (информация и Положение о работе клуба)
,
загружен 09-03-2015
уроки логоритмики с пфо.doc
"Уроки логоритмики" (использование современного игрового оборудования на логоритмических занятиях - информационный стенд)
,
загружен 09-03-2015
публикации статей педагогов.doc
Публикации статей педагогов МБДОУ № 17 по теме экспериментальной площадки
,
загружен 09-03-2015
методическое пособие_обучение в движении_г.миасс - антонова з.н..doc
Методическое пособие "Обучение в движении" - Антонова З.Н., воспитатель МБДОУ № 17
,
загружен 09-03-2015
презентация авторских изданий.doc
Презентация Авторских изданий (педагоги МБДОУ № 17)
,
загружен 09-03-2015
картотека игр с пфо для ссд (яковлева а.).doc
Картотека игр с полифункциональным оборудованием для Самостоятельной Свободной Деятельности (Яковлева А.Л., инсруктор по физ. культуре)
,
загружен 09-03-2015
делайте с нами, и делайте сами.doc
"Делайте с нами и делайте сами" (Играем дома) - Игры и упражнения с оборудованием, изготовленным своими руками
,
загружен 10-03-2015
учим творить, двигаться и говорить - информац. стенд.doc
"Учим творить, двигаться и говорить" - Основные направления инновационной деятельности педагогов МБДОУ № 17 с использованием современного игрового оборудования (информационный стенд)
,
загружен 10-03-2015
image_s_20150310153025_.jpg
Эмблема инновационной деятельности в МБДОУ № 17
,
загружен 10-03-2015
путешествие в царство посуды - конспект.doc
"Путешествие в Царство посуды" - конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с использованием полифункционального оборудования для детей 6-7 лет с ОНР (Максимовская М.Е., воспитатель МБДОУ № 17)
,
загружен 10-03-2015
в гости к медвежонку - конспект логоп. занятия с пфо.doc
"В гости к медвежонку" - конспект логопедического занятия с использованием полифункционального оборудования для детей 6-7 лет с ОНР (Новикова Е.Л., учитель-логопед)
,
загружен 10-03-2015
осеннее настроение.doc
"Осеннее настроение" - тематическое интегрированное занятие для детей 6-7 лет с ОНР (Родионова И.А., музыкальный руководитель; Корзникова Г.В., воспитатель МБДОУ № 17)
,
загружен 10-03-2015
конспект логоритмического занятия - звездный бал.doc
"Звездный бал" - конспект логоритмического занятия с использованием полифункционального оборудования для детей 6-7 лет с ОНР (Родионова И.А. - музыкальный руководитель)
,
загружен 12-03-2015
стихотворение о салоне, положение.doc
"В содружестве, сотворчестве, взаимопонимании решим вопрос коррекции с повышенным вниманием" - Стихотворение о познавательно-двигательном салоне. Положение о работе познавательно-двигательного салона
,
загружен 16-03-2015
телевизионное путешествие звукарика - сценарий речевого праздника.doc
"Телевизионное путешествие Звукарика" - сценарий речевого праздника для детей 5-7 лет с использованием современного игрового оборудования
,
загружен 16-03-2015
программа творческого отчета мбдоу № 17 2013г..doc
Программа Творческого отчета МБДОУ № 17 по теме: "Итоги реализации проекта "Метрономоград" (апрель-2013)
,
загружен 16-03-2015
творческий отчет мбдоу № 17 - апрель 2013г..doc
"Итоги реализации проекта "Метрономоград" - творческий отчет МБДОУ № 17 (Программа-Буклет)
,
загружен 16-03-2015
мбдоу № 17 миасс современный подход к организации коррекционной работы.doc
"Современный подход к организации коррекционной работы с использованием полифункционального оборудования" - конкурсная работа-статья (Учителя-логопеды МБДОУ № 17)
,
загружен 19-03-2015