Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 17»
ГлавнаяСведения об образовательной организацииДокументыОбразовательная деятельностьПаспорт доступностиДорожная безопасность
УсловияНезависимая оценка качества образованияГородской Консультационный пунктФинансированиеСервисыКарта сайта
Группы ДОУ
Группы МБДОУ № 17 

1. Характеристика контингента воспитанников
1.1. Категория детей, посещающих МБДОУ № 17
В настоящее время в МБДОУ № 17 организована работа групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи:
- старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи – 28 воспитанников (две группы по 14 детей);
- подготовительные к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи - 14 воспитанников .

1.2. Характеристика детей, посещающих МБДОУ № 17
Особенности детей с общим недоразвитием речи
Термин «ОНР», предложенный Р.Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». Общее недоразвитие речи, являясь следствием поражения центральной нервной системы, наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до 3-х лет).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга, возникающая после 3-х лет.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, т.е. нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи (артикуляции, дыхания, голосообразования, темпа, ритма, интонации речи), связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, афазии, дизартрии, и реже – при ринолалии.
Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно- смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения.
Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона характеризуется наличием многочисленных замен, сме-шений, искажений. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в затрудненном усвоении звуко-слоговой структуры и нарушении звуконаполняемости.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В звукопроизношении отмечается недифференцированность произнесения звуков. Слоговая структура изобилует перестановками и заменами звуков и слогов, сокращениями при стечении согласных в слове. Лексика отличается отсутствием дефиниций. В свободных высказываниях преобладают простые предложения. Отмечаются аграмматизмы в словообразовании и словоизменении.
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии нагляднообразной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (при расстегивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).
Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими аномалиями.

2. Цели, задачи деятельности МБДОУ № 17 по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Целью обучения и воспитания детей является коррекция недостатков в физическом и психическом развитии, максимальное всестороннее развитие в соответствии с возможностями каждого ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе и социальную успешность.
Эта цель достигается при решении следующих
задач:
1. Развитие познавательной деятельности детей на основе освоения содержания образовательной программы.
2. Логопедическая коррекция развития речи.
3. Развитие двигательной сферы и обеспечение необходимой двигательной активности по индивидуальным программам в соответствии с диагнозом ребенка.
4. Формирование коммуникативных компетенций для социальной адаптации.
5. Развитие творческих способностей детей.
6. Подготовка к школьному обучению.
7. Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.

Осуществление общеразвивающих задач по всем разделам программы неразрывно связано с решением коррекционных задач. Коррекционные задачи индивидуальны, и возникают они в связи с речевыми особенностями каждого ребенка и являются основополагающими в организации совместной образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую, как непосредственно, так и в ходе режимных моментов.

Прикрепленные файлы:

image_s_20131022171211_.jpg
Группа "РОМАШКА"
,
загружен 22-10-2013
image_s_20131022171152_.jpg
Группа "КОЛОКОЛЬЧИКИ"
,
загружен 22-10-2013
image_s_20131022171225_.jpg
Группа "СОЛНЫШКО"
,
загружен 22-10-2013
особенности воспитательно-образовательного процесса в мбдоу № 17.doc
Особенности воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ № 17
,
загружен 17-07-2014